1. Объект правового мониторинга.
Объектом правового мониторинга являлся Закон Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З «О переписи населения» (далее – Закон).
2. Организатор и сроки проведения правового мониторинга.
Правовой мониторинг организован Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее – Белстат), осуществлялся в период с 25 марта по 15 апреля 2025 г.
3. Правовые основания правового мониторинга.
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З
«О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция).
4. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга.
Белстатом проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ норм Закона по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции;
анализ норм Закона на соответствие требованиям нормотворческой техники, установленным в приложении к Закону № 130-З;
анализ норм Закона на соответствие Рекомендациям Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения и жилищного фонда 2020 года (ООН, 2015 г.);
размещение информации о проведении правового мониторинга Закона на официальном сайте Белстата (https://belstat.gov.by/) в глобальной компьютерной сети Интернет. Предложения о совершенствовании и практике применения Закона на электронную почту Белстата не поступали;
анализ выводов и предложений, содержащихся в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2016 г.
№ Р-1037/2016 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О переписи населения»;
направление запросов в 42 заинтересованных государственных органа (организацию) о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Закона. Получено 42 ответа, из них с предложениями ˗ 9;
анализ информации и предложений о совершенствовании и практике применения Закона, поступивших от государственных органов (организаций).
5. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них.
Исходя из анализа полученной информации от заинтересованных, предложения в рамках правового мониторинга затрагивали вопросы уточнения терминологии Закона, актуализации отдельных норм Закона в соответствии с другими нормативными правовыми актами, в том числе законодательством о защите персональных данных, методов проведения переписи населения, расширения прав и обязанностей государственных органов, осуществляющих подготовку и проведение переписи населения.
6. Основные выводы по результатам правового мониторинга:
Закон соответствует основным целям его принятия;
негативных последствий, которые возникли в процессе применения Закона, в ходе правового мониторинга не выявлено;
Закон следует в целом признать качественным актом законодательства, отвечающим требованиям комплексного и системного регулирования общественных отношений в области подготовки и проведения переписи населения;
правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным;
требуется приведение норм Закона в соответствие с установленной Законом № 130-З нормотворческой техникой.
Учитывая изложенное, с учетом практики применения Закона, а также в целях подготовки к раунду переписей 2030 года принято решение о совершенствовании Закона (проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О переписи населения» планируется включить в проект плана подготовки проектов законодательных актов на 2026 год).
© Национальный статистический комитет Республики Беларусь. При использовании информации ссылка на Национальный статистический комитет Республики Беларусь является обязательной.